Бывают же люди в России! Он и на ложках, и на трещотках и на пиле мастер играть! А как двигается на сцене! Зал сидит, затаив дыхание. Солист театра "Русская песня” под руководством Надежды Бабкиной Александр Варнаев востребован на сцене. Выступает и сольно, и в сопровождении многих оркестров, в постановках различных участие принимает. Концертов много. На одном из них мне и удалось договориться о беседе с артистом.
- Александр, расскажите о себе. - Давно это было. Родился я и прожил 42 года здесь, на «Красных воротах». Дом рядом с высоткой. В доме и подъезде, где разработали первые космические ракеты Королева. Место знаменательное, да. -Удивительно, а Вы помните свое первое выступление на сцене? - В школе музыкальной, когда учился, и сцена была… Каждый год у нашей музыкальной школы были отчетные концерты в зале Консерватории. Очень знаменитая школа – имени Прокофьева. У меня даже есть фотографии, где я, ещё кучерявый, ещё волосатый, играл с баяном. Не видно было меня, одни уши торчали! Мне посчастливилось. Замечательный учитель – Маркин Борис Владимирович помогал мне в плане развития, он мне всегда поднимал настроение, а в средней школе я учится так себе – шалтай-болтай. - В общеобразовательной школе ребята знали, что Вы музыкой занимаетесь? - Конечно! - Как они к этому относились? - Нормально, очень даже. Самое главное, что классная руководительница, Анна Михайловна, всегда говорила моей маме: средняя школа – это всё ерунда, все в любом случае закончат. Он способный мальчик, главное для него в жизни – музыка. - Золотой классный руководитель! - Золотой! Я ей благодарен. - Вы помните, какой первый музыкальный инструмент у Вас в руках оказался? - Такой вроде шарманки(напевает «Барыню»). - После музыкальной школы Вы сразу поступили в училище по классу баяна. Сейчас это колледж имени Шнитке. А потом, наверно, институт был? - Но не сразу. В училище я два раза в конкурсах по дирижированию участвовал, на обоих – первое место. Мне там обещали светлое будущее, председатель комиссии профессор из института Культуры сказал приходить к ним учиться. Я на радостях готовился. А вот по общеобразовательным предметам – литература и история – нет. На этих предметах я провалился и загремел в армию. Службу я сполна хлебнул, и в наряды ходил, и на посту стоял в сорокаградусный мороз в таком огромном тулупе. - Холодно! - Холодно! Голодно! И страшно! Ха-ха! После окончания службы я поступил на Рабфак, были курсы подготовительные для тех, кто после армии. Ещё раз восстановил специальность, сольфеджио, гармонию и, самое главное, общеобразовательные предметы. И поступил. - В институт Культуры? - Да, но я поступал не один. У меня был близкий друг, мы с ним дуэтом выступали и в армии служили. - Он тоже провалил литературу? - А он первый раз даже и не поступал. А потом, под моим влиянием… Мы звездили, если так честно сказать. Как нам говорил ректор тогда, Богданов Леонид Павлович, что вы, Варнаев – Красюк, визитная карточка нашего института. На все банкеты, на все отчетные концерты – всегда мы играли. И то, что я сейчас владею всеми этими инструментами, это благодаря тому, что я, когда учился в институте, уже играл в ансамбле и освоил эти дудочки, ложки. Я пластичный был, шебутной, приспособился к этим инструментам – владел всей этой кухней. А потом, когда мы остались одни, я сказал: «Вить, так мол и так, дуэт баянистов уже не актуален – надо какие-то разные инструменты. Давай попробуем». А он был большой такой, я был маленький. Дуэт назывался «Пат и паташенок». Потом он ушел из жизни, вот уже пятнадцать лет. И я остался. Пытался найти партера, но такого гениального баяниста, как Витя и такого друга… Он играл и пел как Бог! У меня есть несколько номеров. В композиции «Музыкальное путешествие по странам и континентам», звучат темы народов мира. Я использую ложки, как кастаньеты, окарину в качестве итальянского инструмента, пилу - как восточный инструмент. - Чей отзыв о Вашем выступлении Вам больше всего запомнился? - Я работал в квартете от хора Пятницкого. Мы играли на закрытии фестиваля «Киношок» – волынка, балалайка и баян и я со своими инструментами. И мы как жахнули там! Александр Михайлов, Юрий Яковлев, Михаил Пуговкин – много звезд было. Подошли мы к Яковлеву – его накануне на фестивале медалью наградили, попросили сфотографироваться. Он пригляделся к нам и спрашивает: «А это не вы вчера так здорово выступили? Вот кому нужно ордена давать!» - У Вас есть конкуренты? - Конечно есть! Это называется жанр музыкальная эксцентрика. Есть, Сережа Таран – хороший музыкант, Денис Клопов - играет на пиле, на бокалах. У него своя специфика. Уникальный музыкант. Юра Суворов – балалаечник, но он владеет и жалейкой, и на пиле играет, и на ложках. Я, в принципе, не уникальный. Я просто пытаюсь в своем творчестве сохранять традиции русского народа. Именно фольклорные традиции, потому что балалайка и гармошка – это народные инструменты. Фольклор – это ложки, береста, жалейка, рожок. Самая глубинка народа. - Давайте вернемся к Вашему номеру.
- На балалайке сможете сыграть? - Две песни могу! - Какое классическое произведение есть у Вас в репертуаре? - «Лебединая песня». - Насколько серьезно Вы его исполняете? - А я его несерьезно исполняю! Я исполняю его эксцентрично, в своей манере – в стиле босановы. На свирельке и на бересте. - Вы так пластичны. Это от рождения или Вам приходится много работать? - От рождения. Когда-то мне подсказал режиссер: сделай такое движение, такое. Потом я уже все эти движения или такие моменты – находки запоминаю и использую. - Как Вы относитесь к популяризации классических произведений. - Положительно конечно! Пусть они как угодно звучат, главное чтобы их слушали и знали. Конечно, если человек образован, он знает композитора и произведение. Но это свойственно профессионалам. А зачем любителю, человеку от музыки далекому, знать досконально? Мы же не знаем о его профессии какие-то нюансы. И нам это не нужно. Но, если оно у него на слуху и оно ему нравится – это уже благостно. - Ну и в завершении нашей беседы. Есть ли будущее у наших народных инструментов? И какое оно? - Сложный вопрос. У меня нет такого дара предвидения. Трудное время сейчас. Уже сейчас наша настоящая музыкальная культура только в профессиональных коллективах, училищах, институтах, школах. В быту культуры музыкальной просто нет. Никто не знает русских песен. От силы две-три песни – первый куплет. Уже не говоря о танцах. Это парадоксально, это горько, это обидно. Но это факт. Я много отыграл свадеб, дней рождений. Не поют и не танцуют. Недавно был на одной свадьбе. Русская девушка выходила за ливанца. Нас достали их национальной музыкой! Много-много музыки. Все танцуют! Русские почему-то не танцуют – не поют. Стесняются что ли? Своей культуры? Я не знаю чем это объяснить. Как-то работали мы на Канарах. Встретили там одного немца, воевал с русскими. По-русски говорит хорошо. Рассказывал, что почти всю войну просидел у нас в плену. С ностальгией вспоминал перловую кашу! Спел песню, все куплеты, от и до, знает! Это о чем говорит? Года четыре назад работал в Люксембурге, познакомился с одной семьей. Жена тоже очень любила русские песни. Я ей несколько песен сыграл. Так я столько куплетов не знаю, сколько она знает! Она их чешет до конца! Её никто не слушает, а она поёт! - А если у Вас будет возможность знания свои передать, будете этим заниматься? - Конечно! Если будет человек, который искренне заинтересован. Мои дети – хорошие ребята, но не музыканты. А если кому-то… так ради Бога! - Все желающие – к Варнаеву! - Пожалуйста! - Александр, я Вам желаю, чтобы концертов было море, чтобы Вам всегда сопутствовал успех! А заинтересовавшимся читателям желаю обязательно найти контакт с понравившимся музыкантом.